ДРЕВЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ
1. ПРИМЕНЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ
В первый период развития самолетостроения древесина была основным конструкционным материалом и из нее изготовлялись почти все силовые детали. Впоследствии,, особенно в связи с появлением многомоторных самолетов, древесина стала вытесняться новыми конструкционными материалами — дуралюмииом, качественными сталями и др. Но несмотря на широкое использование этих материалов, потребление древесины в самолетостроении увеличивается с каждым годом.
В настоящее время древесина успешно конкурирует с другими материалами при изготовлении малых и средних самолетов. Широкое применение ‘древесины в самолетостроении объясняется следующими основными ее преимуществами: 1) высокая прочность, 2) малый объем; иый вес, 3) простота обработки, 4) высокие упругие свойства, 5) дешевизна.
Наиболее широко применяется в самолетостроении, сосна. В качестве заменителей сосны с успехом могут применяться ель обыкновенная, ель аянская (ДВК) и пихта кавказская (Кавказ). Хотя механические качества древесины этих пород несколько ниже, чем у сосны, ио удельная прочность почти одинакова.
Из лиственных пород наибольшее применение в самолетостроении имеют ясень обыкновенный и дуб. В качестве заменителей ясеня и дуба используются бук (Кавказ), ясень манчжурский (ДВК) и лиственница.
С целью лучшего использования древесины нужно древесину повышенного и нормального качества применять только для изготовления силовых деталей, а все несиловые и малонагруженные детали изготовлять из древесины с пониженными механическими качествами.
Для сравнения применяемых в самолетостроении конструкционных материалов в табл. 1 приведена их удельная прочность.
Таблица 1
Удельная прочность конструкционных материалов Материалы
|
Из этой таблицы видно, что по удельной прочности древесина уступает только специальным сталям, электрону и дуралюмнну (на сжатие) .
Наряду с ттренмуществами древесина имеет и следующие основные недостатки: 1) неоднородность строения, ‘2) гигроскопичность, 3) способность загнивать при определенных условиях.
Для уменьшения гигроскопичности и склонности к загниванню древесину подвергают камерной сушке и антисептированию, а также наносят на нее лакокрасочные покрытия.
За последние годы для уменьшения или устранения недостатков древесины разработаны и освоены методы ее облагораживания. В самолетостроении в основном применяют древесину, облагороженную путем пропитки шпона при высоких температурах и давлениях фенольно — или крезольноформальдегидными смолами. Освоение массового производства бакелитовой фанеры и древесных пластиков позволило снова значительно расширить использование древесины в самолетостроении, и за последние годы появился ряд прекрасных деревянных самолетов, например известные истребители Лавочкина и Яковлева.
Можно с полным основанием утверждать, что в дальнейшем применение древесины для изготовления самолетов еще более расширится ввиду наличия громадных запасов древесины в СССР и в связи с раз — работкой методов получения из нее безукоризненного конструкционного легко обрабатываемого материала.